Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) 112

Несчастные случаи могут произойти в любом месте, в любое время. Это может случиться с вами, когда вы перемещаетесь по Российской Федерации и странам Европейского Союза или находитесь дома.
В случае, если вы попали в экстренную ситуацию, или стали свидетелем аварии, пожара, кражи со взломом, вы можете позвонить по номеру 112, чтобы сообщить о проблеме.
В России номер 112 является единым номером вызова служб экстренного реагирования:
• пожарной охраны;
• реагирования в чрезвычайных ситуациях;
• полиции;
• скорой медицинской помощи;
• аварийной службы газовой сети;
• «Антитеррор».
Номер 112 доступен бесплатно. Находясь вне зоны приема вашей сети, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, Вы можете набрать «112», и телефон осуществит поиск аварийного номера внутри доступных в данном регионе сетей. Номер 112 также можно набрать без денег на счету и даже без сим-карты в телефоне.
Номер 112 не заменяет существующие номера служб экстренного реагирования, вы также можете звонить по номерам 01, 02, 03, 04 со стационарного телефона и по номерам 101, 102, 103 и 104 – с мобильного.
Номер 112 также является единым европейским номером телефона экстренной помощи, доступным на всей территории Европейского Союза (ЕС), бесплатно.
Номер 112 используется в некоторых странах, не входящих в ЕС (такие как Швейцария и Южная Африка) и доступен по всему миру в GSM сетях мобильной связи.
Когда вы можете позвонить по номеру 112?
Номер 112 в России предназначен для использования в экстренных ситуациях и для получения консультаций по вопросам безопасности и способам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Если у вас возникла экстренная ситуация или проблема, когда требуется немедленная помощь служб экстренного реагирования. Просто наберите номер 112, и вам придут на помощь. Не звоните по номеру 112 в случаях получения справочной информации иного характера, кроме экстренной ситуации. Для этого есть другие номера телефонов, найдите их в телефонных справочниках.
Детей также нужно учить, как звонить по номеру 112.
Что вы должны делать, когда позвоните по номеру 112?
Сохраняйте спокойствие и говорите ясно. Сообщите оператору системы-112, что у вас проблема, требующая немедленного реагирования:
• пожарной охраны;
• реагирования в чрезвычайных ситуациях;
• полиции;
• скорой медицинской помощи;
• аварийной службы газовой сети;
• «Антитеррор».
Оператор попросит вас ответить на некоторые вопросы. Вы должны ответить на все вопросы, главное — будьте спокойны. Вам обязательно придут на помощь.
Будьте готовы отвечать на вопросы оператора детально. В опасной для жизни ситуации, оператор будет продолжать задавать вопросы, в то время как службы экстренного реагирования отправятся к месту происшествия.
Примеры экстренных ситуаций, когда надо звонить по номеру 112?
Во всех случаях, которые происходят сейчас или только что произошли:
• пожар;
• в подъезде, на этаже, из квартиры сильно пахнет газом;
• дорожно-транспортное происшествие;
• вы стали жертвой домашнего насилия;
• вы стали свидетелем преступления;
• происходит нарушение общественного порядка;
• требуется скорая медицинская помощь.
 
Цели создания системы-112
Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются:
• организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
• организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях);
• реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.
Назначение системы-112
Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и для решения следующих основных задач:
• прием по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях);
• получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);
• анализ поступающей информации о происшествии;
• направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
• обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру «112»;
• автоматическое восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру «112», в случае внезапного прерывания соединения;
• регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру «112»;
• ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
• возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.

В целях повышения оперативности реагирования сил постоянной готовности на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 августа 1998 г. № 517 “О мероприятиях по реализации поручения Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. БН-П4-20705 по вопросу создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации”

1. Единые дежурно-диспетчерские службы создаются в целях повышения оперативности реагирования сил постоянной готовности на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, а также слаженности их совместных действий, уровня информированности о ходе развития чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по их предотвращению и ликвидации.

2. Единые дежурно-диспетчерские службы предназначены для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб города, предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее — организации), сил наблюдения и контроля, а также сил постоянной готовности.

3. Основными задачами единых дежурно-диспетчерских служб являются:

  • осуществление контроля за изменением радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на территориях городов;
  • доклад об угрозе или возникновении ЧС администрации области;
  • контроль экологической, техногенной, природной, инженерной, биолого-социальной, медицинской и криминогенной обстановки, сбор и анализ данных об изменении обстановки при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, своевременное доведение данных об изменении обстановки силам постоянной готовности, привлекаемым к работам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • оповещение населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации, а также информирование о развитии чрезвычайной ситуации и действиях, предпринимаемых по ее ликвидации;
  • доведение до населения рекомендаций по действиям в чрезвычайных ситуациях, информации о приемах и способах защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • доведение распоряжений и сигналов гражданской обороны до руководящего состава администрации города, органов управления городской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления, оповещение дежурно-диспетчерских служб и сил постоянной готовности в непосредственном подчинении;
  • обмен информацией по вопросам защиты населения и территорий между подчиненными и вышестоящими дежурно-диспетчерскими службами.

4. В состав единых дежурно-диспетчерских служб входят:

— оперативный дежурный управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации города;
— дежурно-диспетчерские службы: управления внутренних дел города, противопожарной службы, скорой медицинской помощи, службы связи, жилищно-коммунального хозяйства, службы энергетики, существующих поисково-спасательных служб и, по решению главы муниципального образования, других организаций.

5. Руководство единой дежурно-диспетчерской службой в городах осуществляет глава муниципального образования города через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации города.

6. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие режимы функционирования единой дежурно-диспетчерской службы:
— режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
— режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
— режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании единых дежурно-диспетчерских служб, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
— осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах экономики и прилегающих к ним территориях;
— совершенствование готовности дежурно-диспетчерских служб к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
— доведение установленных сигналов до руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны города;
— оповещение населения об изменении обстановки и возможных вариантах развития чрезвычайной ситуации;
— усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
— приведение в состояние готовности сил постоянной готовности, уточнение планов их действий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации и максимально возможному снижению их последствий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
— оповещение населения о чрезвычайной ситуации и способах защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
— организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
— осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах экономики и на прилегающих к ним территориях.

8. Состав ЕДДС. ЕДДС включает в себя: личный состав, пункт управления, узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.

ЕДДС организационно является подразделением управления ГОЧС города, в состав которого входит начальник ЕДДС, оперативный дежурный ЕДДС, дежурные-операторы, дежурные по связи и оповещению.

Порядок работы ЕДДС.

Информация о возникновении ЧС в ЕДДС поступает от граждан по единому выделенному телефонному номеру, от ЕДДС взаимодействующих с ЕДДС, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.

При получении оперативной информации по телефону, она записывается и циркулярно доводится до всех взаимодействующих ДДС, параллельно подключается система определения номера и идентификация абонента.

Оперативная смена ЕДДС идентифицирует ЧС по полученной информации. При классификации сложившейся ситуации, как «не требующая совместных действий ДДС», ЕДДС передает управление соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившееся.

Одновременно подготавливается формализованное сообщение о факте ЧС для последующей циркулярной передачи задействованным ДДС.

Информация о факте ЧС немедленно докладывается председателю КЧС края, начальнику управления по делам ГОЧС, проводится оповещение и сбор должностных лиц администрации и служб края, информируются взаимодействующие органы управления.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.

Уточняется состав сил и средств постоянной готовности. Проводится оповещение непосредственно подчиненных администрации края сил постоянной готовности.

Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие системы.

Получив информацию о факте ЧС, диспетчер (дежурный) ДДС с помощью ПЭВМ оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдается распоряжение на необходимые действия и контролирует их выполнение.

По прибытию должностных лиц администрации края и взятии управления на себя, ЕДДС обеспечивает информационную поддержку деятельности администрации и ее взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется начальником Главного управления по делам ГОЧС края.

9. Содержание и техническое оснащение пункта управления единой дежурно-диспетчерской системы города осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.

Источник