В целях повышения оперативности реагирования сил постоянной готовности на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 августа 1998 г. № 517 “О мероприятиях по реализации поручения Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. БН-П4-20705 по вопросу создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации”
1. Единые дежурно-диспетчерские службы создаются в целях повышения оперативности реагирования сил постоянной готовности на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, а также слаженности их совместных действий, уровня информированности о ходе развития чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по их предотвращению и ликвидации.
2. Единые дежурно-диспетчерские службы предназначены для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб города, предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее — организации), сил наблюдения и контроля, а также сил постоянной готовности.
3. Основными задачами единых дежурно-диспетчерских служб являются:
-
осуществление контроля за изменением радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на территориях городов;
-
доклад об угрозе или возникновении ЧС администрации области;
-
контроль экологической, техногенной, природной, инженерной, биолого-социальной, медицинской и криминогенной обстановки, сбор и анализ данных об изменении обстановки при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, своевременное доведение данных об изменении обстановки силам постоянной готовности, привлекаемым к работам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-
оповещение населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации, а также информирование о развитии чрезвычайной ситуации и действиях, предпринимаемых по ее ликвидации;
-
доведение до населения рекомендаций по действиям в чрезвычайных ситуациях, информации о приемах и способах защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
доведение распоряжений и сигналов гражданской обороны до руководящего состава администрации города, органов управления городской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-
информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления, оповещение дежурно-диспетчерских служб и сил постоянной готовности в непосредственном подчинении;
-
обмен информацией по вопросам защиты населения и территорий между подчиненными и вышестоящими дежурно-диспетчерскими службами.
4. В состав единых дежурно-диспетчерских служб входят:
— оперативный дежурный управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации города;
— дежурно-диспетчерские службы: управления внутренних дел города, противопожарной службы, скорой медицинской помощи, службы связи, жилищно-коммунального хозяйства, службы энергетики, существующих поисково-спасательных служб и, по решению главы муниципального образования, других организаций.
5. Руководство единой дежурно-диспетчерской службой в городах осуществляет глава муниципального образования города через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации города.
6. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие режимы функционирования единой дежурно-диспетчерской службы:
— режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
— режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
— режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании единых дежурно-диспетчерских служб, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
— осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах экономики и прилегающих к ним территориях;
— совершенствование готовности дежурно-диспетчерских служб к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
— доведение установленных сигналов до руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны города;
— оповещение населения об изменении обстановки и возможных вариантах развития чрезвычайной ситуации;
— усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
— приведение в состояние готовности сил постоянной готовности, уточнение планов их действий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации и максимально возможному снижению их последствий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
— оповещение населения о чрезвычайной ситуации и способах защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
— организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
— осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах экономики и на прилегающих к ним территориях.
8. Состав ЕДДС. ЕДДС включает в себя: личный состав, пункт управления, узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.
ЕДДС организационно является подразделением управления ГОЧС города, в состав которого входит начальник ЕДДС, оперативный дежурный ЕДДС, дежурные-операторы, дежурные по связи и оповещению.
Порядок работы ЕДДС.
Информация о возникновении ЧС в ЕДДС поступает от граждан по единому выделенному телефонному номеру, от ЕДДС взаимодействующих с ЕДДС, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.
При получении оперативной информации по телефону, она записывается и циркулярно доводится до всех взаимодействующих ДДС, параллельно подключается система определения номера и идентификация абонента.
Оперативная смена ЕДДС идентифицирует ЧС по полученной информации. При классификации сложившейся ситуации, как «не требующая совместных действий ДДС», ЕДДС передает управление соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившееся.
Одновременно подготавливается формализованное сообщение о факте ЧС для последующей циркулярной передачи задействованным ДДС.
Информация о факте ЧС немедленно докладывается председателю КЧС края, начальнику управления по делам ГОЧС, проводится оповещение и сбор должностных лиц администрации и служб края, информируются взаимодействующие органы управления.
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.
Уточняется состав сил и средств постоянной готовности. Проводится оповещение непосредственно подчиненных администрации края сил постоянной готовности.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие системы.
Получив информацию о факте ЧС, диспетчер (дежурный) ДДС с помощью ПЭВМ оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдается распоряжение на необходимые действия и контролирует их выполнение.
По прибытию должностных лиц администрации края и взятии управления на себя, ЕДДС обеспечивает информационную поддержку деятельности администрации и ее взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется начальником Главного управления по делам ГОЧС края.
9. Содержание и техническое оснащение пункта управления единой дежурно-диспетчерской системы города осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.